13
қараша
2020
Педагогический совет "Дистанционное обучение"
[media=https://youtu.be/t0xZ7BMrIUQ]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Дистанционное обучение в непрерывном образовании: преимущества и недостатки»
Ноябрь 2020 г.
«Учиться дистанционно никогда не поздно» (Народная мудрость)
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.
Онлайн-образование растет - и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.
Дистанционная форма обучения является относительно новой, но она уже зарекомендовала себя не только как перспективная педагогическая технология, но и как самостоятельная система обучения, опирающаяся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. В этой связи необходимым условием обеспечения успешного результата обучения, достижения заявленных целей и решения поставленных задач является разработка целостной концепции создания средств обучения той или иной дисциплине.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).
Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самоактуализации человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний».
Эффективность дистанционного обучения любого вида зависит от четырех факторов:
Перед проведением педагогического совета было проведено анкетирование педагогов в режиме онлайн с использованием Google форм по внедрению дистанционного обучения в нашей школе, в котором приняли участие 79 педагогов. Результаты анкетирования показали следующее:
- до введения дистанционного обучения пользовались онлайн ресурсам 73%;
- хорошо знают, что такое дистанционное обучение 81%;
- эффективность дистанционных технологий считают 23%, 61% считают, что это лишняя трата времени и сил (лучше традиционное обучение);
- не испытывают трудностей при создании плана урока 32%,
- испытывают технические проблемы в использовании оборудования 41%;
- все используют образовательные платформы и социальные сети;
- знают, что есть возможность автоматической проверки дом.задания 90%;
- как часто проводите видеоурок в синхронном формате: каждый урок – 2%, достаточно часто 62%, редко 34%, не провожу – 2%
- учебные задания ученики размещают на эл.почту, чаты, образовательную платформу
- учебная нагрузка учеников увеличилась – 59%, уменьшилась 23%, не изменилась 18%
- нагрузка педагогов увеличилась - 92% педагогов
- наиболее эффективная форма обучения: традиционная 75%, смешанное 19%, дистанционное 6%
- после карантина будут использовать онлайн ресурсы 46%, скорее да, чем нет 43% педагогов.
Из представленных данных можно сделать вывод, что в основном педагогический коллектив владеет инновационными методами, позволяющими эффективно внедрять дистанционное обучение. Но всем есть над чем работать.
Характерные черты дистанционного обучения:
Для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий:
Чат-занятия— учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все ученики или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия— дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Ученики могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции— проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Ученики регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.
Телеприсутствие. Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии. Например дистанционное присутствие с помощью робота R. Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке.
Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:
Как говорится в народе, «у монеты две стороны или палка о двух концах». То же самое касается дистанционного обучения. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда — навредить. Сейчас мы попытаемся выделить преимущества и недостатки дистанционного обучения, опираясь на свой опыт работы в 4 четверти 2019-2020 учебного года и в 1 четверти 2020-2021 учебного года. В течение следующих 20 минут вам будет необходимо выделить преимущества и недостатки Дистанционного обучения по МО или группам:
МО физики, математики, ИВТ и предшколы - преимущества
МО химия, географии, биологии, технологии и физической культуры – преимущества
МО английского языка – преимущества
МО истории и русского языка – недостатки
МО казахского языка – недостатки
МО начальных классов – недостатки
МО работают в онлайн режиме через платформу ZOOM, обсуждают, создают слайд с информацией по предложенной теме.
3 часть:
Выступление групп по результатам обсуждения. (3 мин каждой группе)
Создание общего постера по преимуществам и недостаткам дистанционного обучения.
Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная.
Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.
«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху» бизнесмен и коуч Джим Рон.
Уважаемые педагоги! Помните - Всё в ваших руках!

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Дистанционное обучение в непрерывном образовании: преимущества и недостатки»
Ноябрь 2020 г.
«Учиться дистанционно никогда не поздно» (Народная мудрость)
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения.
Онлайн-образование растет - и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не исчезнет в ближайшие годы.
Дистанционная форма обучения является относительно новой, но она уже зарекомендовала себя не только как перспективная педагогическая технология, но и как самостоятельная система обучения, опирающаяся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. В этой связи необходимым условием обеспечения успешного результата обучения, достижения заявленных целей и решения поставленных задач является разработка целостной концепции создания средств обучения той или иной дисциплине.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения).
Дистанционный формат образования рассматривается как пространство самоактуализации человека и в корне отличается от традиционной системы обучения. Использование в процессе учёбы ультрасовременных компьютерных технологий положительно влияет на степень восприятия информации человеком и улучшает его когнитивные функции. Общение с преподавателем в удалённом формате полностью меняет стандартные роли обоих, позиционируя обучающегося как «координатора знаний», тогда как преподаватель выступает в роли «интерпретатора знаний».
Эффективность дистанционного обучения любого вида зависит от четырех факторов:
- отлаженного взаимодействия преподавателя и обучаемого;
- используемых педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
- отлаженного процесса обратной связи.
Перед проведением педагогического совета было проведено анкетирование педагогов в режиме онлайн с использованием Google форм по внедрению дистанционного обучения в нашей школе, в котором приняли участие 79 педагогов. Результаты анкетирования показали следующее:
- до введения дистанционного обучения пользовались онлайн ресурсам 73%;
- хорошо знают, что такое дистанционное обучение 81%;
- эффективность дистанционных технологий считают 23%, 61% считают, что это лишняя трата времени и сил (лучше традиционное обучение);
- не испытывают трудностей при создании плана урока 32%,
- испытывают технические проблемы в использовании оборудования 41%;
- все используют образовательные платформы и социальные сети;
- знают, что есть возможность автоматической проверки дом.задания 90%;
- как часто проводите видеоурок в синхронном формате: каждый урок – 2%, достаточно часто 62%, редко 34%, не провожу – 2%
- учебные задания ученики размещают на эл.почту, чаты, образовательную платформу
- учебная нагрузка учеников увеличилась – 59%, уменьшилась 23%, не изменилась 18%
- нагрузка педагогов увеличилась - 92% педагогов
- наиболее эффективная форма обучения: традиционная 75%, смешанное 19%, дистанционное 6%
- после карантина будут использовать онлайн ресурсы 46%, скорее да, чем нет 43% педагогов.
Из представленных данных можно сделать вывод, что в основном педагогический коллектив владеет инновационными методами, позволяющими эффективно внедрять дистанционное обучение. Но всем есть над чем работать.
Характерные черты дистанционного обучения:
- Гибкость. Обычно обучающиеся не должны посещать регулярные занятия. Они выбирают удобное для себя время, место и темп занятий.
- Модульность. Основой программ дистанционного обучения является принцип модульности. Должна быть обеспечена адекватность каждой отдельной дисциплины либо курса содержанию определенной предметной области;
- Параллельность. Обучение может осуществляться параллельно с иным обучением либо при совмещении с основной профессиональной деятельностью;
- Дальнодействие. Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса;
- Асинхронность. Реализация технологии дистанционного обучения осуществляется вне зависимости от временного фактора, как как обучаемый и обучающий могут работать по удобному для себя расписанию;
- Массовость. Нет критичности такого параметра, как число обучаемых. У обучающихся есть доступ к разнообразным источникам информации учебного и справочного характера, в число которых входят электронные библиотеки и информационные базы данных. Предусмотрена возможность общения друг с другом, с преподавателем посредством телекоммуникационных сетей и средств связи;
- Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;
- Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
- Интернациональность. Внедрение дистанционного обучения оказывает положительный эффект на экспорт и импорт образовательных услуг.
- Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям.
Для дистанционного обучения, также как и для традиционного обучения, применимы пять общедидактических методов обучения, разработанных И.Я.Лернером, а именно: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Для ДО могут быть рекомендованы методы: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение.
В образовательном процессе дистанционно используются следующие средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), сетевые учебные материалы, компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах, аудио учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем.
Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий:
Чат-занятия— учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все ученики или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия— дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Ученики могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции— проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Ученики регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.
Телеприсутствие. Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии. Например дистанционное присутствие с помощью робота R. Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке.
Процесс онлайн-обучения стимулирует и работу преподавателя. Для достижения взаимопонимания с удалённой аудиторией и максимального соответствия нововведениям преподаватель заинтересован в постоянном совершенствовании своих курсов, регулярном повышении профессиональной квалификации и проявлении творческой активности. Ведь в век информационных технологий каждый педагог должен уметь:
- вести поиск в различных электронных справочниках, информационно-поисковых системах, базах данных;
- организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
- использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Как говорится в народе, «у монеты две стороны или палка о двух концах». То же самое касается дистанционного обучения. В некоторых случаях дистанционное обучение может помочь. А иногда — навредить. Сейчас мы попытаемся выделить преимущества и недостатки дистанционного обучения, опираясь на свой опыт работы в 4 четверти 2019-2020 учебного года и в 1 четверти 2020-2021 учебного года. В течение следующих 20 минут вам будет необходимо выделить преимущества и недостатки Дистанционного обучения по МО или группам:
МО физики, математики, ИВТ и предшколы - преимущества
МО химия, географии, биологии, технологии и физической культуры – преимущества
МО английского языка – преимущества
МО истории и русского языка – недостатки
МО казахского языка – недостатки
МО начальных классов – недостатки
МО работают в онлайн режиме через платформу ZOOM, обсуждают, создают слайд с информацией по предложенной теме.
3 часть:
Выступление групп по результатам обсуждения. (3 мин каждой группе)
Создание общего постера по преимуществам и недостаткам дистанционного обучения.
преимущества | недостатки |
саморазвитие, самообразование | недостаточная компьютерная грамотность обучаемых и обучающих |
позволяет не пропускать занятия | недостаточная организованность и собранность учащихся |
комфортная домашняя обстановка | ненормированный рабочий день педагогов |
доступность учебных материалов | отсутствие постоянного контроля |
разнообразие учебных материалов в разных форматах | отсутствие очного взаимодействия учителя и ученика |
индивидуализация обучения | скорость и наличие интернета |
возможность получить образование вне зависимости от геолокации | недостаточная обеспеченность современной компьютерной техникой |
повышение интеллектуального и творческого потенциала | списывание при выполнении СОР, СОЧ, учебных заданий |
Терпеливый и опытный наставник, домашняя обстановка и разумное распределение времени помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.
«Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведёт вас к успеху» бизнесмен и коуч Джим Рон.
Уважаемые педагоги! Помните - Всё в ваших руках!
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
