10
қараша
2017
Педагогический совет "Мотивация учебной деятельности через инновационные системы.. ."
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Мотивация учебной деятельности через инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся в рамках реализации обновленного содержания образования»
03.11.2017 г.
«Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценённым по достоинству».
Уильям Джеймс
Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Казахстан.
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной. Важно обеспечить такое ее формирование, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную деятельность каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообучения и самосовершенствования в будущем. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Он позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога - проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области, богат и разнообразен.
Основная цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
- контролирующую;
- обучающую;
- диагностическую;
- прогностическую;
- развивающую;
- ориентирующую;
- воспитывающую.
Функции | Определяющие | Ведущие в пед. деятельности |
Контролирующая | 14% | 7% |
Обучающая | 24% | 25% |
Диагностическая | 19% | 19% |
Прогностическая | 12% | 2% |
Развивающая | 12% | 21% |
Ориентирующая | 7% | 10% |
Воспитывающая | 12% | 16% |
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также, обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся, оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направление приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть:
- целенаправленным
- объективным,
- всесторонним,
- регулярным,
- индивидуальным.
1)Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:
- что должно проверяться,
- кто должен опрашиваться,
- какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки,
-какой ожидается эффект от проведения проверки.
2) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов, это:
- чёткое выделение общих и конкретных целей обучения,
- обоснованность выделения и отбора содержания контроля,
- обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля,
- организованность проведения контроля.
3) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
4) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
5) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
Классификации основных форм контроля:
1. По способам контроль подразделяется на традиционный и нетрадиционный.
2. В зависимости от характера - субъективный и объективный.
3. По использованию технических средств обучения - машинный и без машинный контроль.
4. По форме контроля - устный и письменный.
5. По массовости - индивидуальный, фронтальный, групповой.
6. По типу контролирующего лица - учитель, ученик-напарник, самоконтроль.
7. По времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
8. По способу организации контроля: персональный; классно-обобщающий; предметно-обобщающий; тематически-обобщающий; обзорный; комплексно-обобщающий.
Виды контроля:
Различают следующие виды контроля:
- входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего);
- предупредительный контроль (перед проведением итоговых, контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности к школе к новому учебному году);
- текущий контроль (после изучения темы/раздела, результаты контроля за четверть, полугодие);
- промежуточный контроль (аттестация в конце года в переводных классах);
- итоговый контроль (экзамены в выпускных классах, результаты работы школы за год).
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Что же такое оценка и отметка?
Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает, как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Для учителя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель - ученик. Осуществляя обработку этой информации, учитель выставляет обучающемуся отметку, которая служит количественным выражением оценки.
Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Оценивание - это процесс измерения обученности, отметка - его результат обученности.
Функции отметки:
- контролирующая (на каком уровне усвоен материал); стимулирующая
- констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
- уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал)
- карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
- регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность.
Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»?
- Во-первых, одинаковые оценки характеризуют одинаковое качество знаний учащихся.
- Во-вторых, разные учащиеся получают одинаковые оценки при одинаковой успеваемости.
- В-третьих, в основе оценки лежит фактическая успеваемость учащихся, а не субъективное мнение учителя по отношению к ребенку.
Вроде все понятно и просто. Но на практике возникает достаточное количество проблем при проведении оценивания качества знаний учащихся.
1. Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания.
За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось.
2. Весьма условное обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоения, успеваемость не имеют строгой однозначной количественной формы выражения.
3. Игнорирование учителем условий работы в классе.
4. Субъективизм учителя по отношению к учащимся, который проявляется в следующем:
Каковы пути решения проблемы объективизации процесса оценивания?
Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой человек объективно вынужден быть личностью более мобильной, информированной, критически и творчески мыслящим, а значит и более мотивирован к самообучению и саморазвитию. Новый этап в развитии школьного образования связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса и новым видом оценивания учебных достижений учащихся - критериальным оцениванием.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Практическая значимость критериального оценивания
- Оценивается только работа учащегося;
- Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
- Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
- Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Учителям:
·Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
·Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
·Улучшить качество преподавания;
·Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
·Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
·Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
·Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
·Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
·Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
·Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
- Получать доказательства уровня обученности ребенка;
- Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Оценивание сформированности ключевых компетентностей учеников осуществляется при помощи интегрированных знаний – измерителей, охватывающих содержание различных предметов и включающих решение реальных жизненных проблем с применением освоенных способов деятельности.
В связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образования педагогический коллектив прошел обучение в данном направлении: Мукашева Ж.А., Милкина Г.А., Оразгалиева Г.С. – прошли курсы администраторов; Милкина Г.А. – окончила курсы школьных координаторов; 27 человек (40%) прошли курсы по обновленному содержанию образования.
В прошедшем учебном году вопросы обновленного содержания образования были рассмотрены на педагогических советах: «От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе. (Изучение нормативных документов РК) ноябрь 2016 г.; «Конструктивистский подход к преподаванию при обновленном содержании среднего образования», январь 2017 г. Проведены родительские собрания: январь 2017 г. для родителей первоклассников; сентябрь 2017 г. для родителей учащихся 5-х и 7-х классов по теме «Регистрация результатов учебных достижений обучающихся при внедрении системы критериального оценивания».
Имея в наличие теоретический и методический материал, поддержку администрации и коллектива, педагогический коллектив второй год внедряет обновленное содержание образования. В марте 2017 г. мы с содроганием ждали результатов первоклассников. Результаты показали достаточно высокий уровень освоения учебных программ в первый год обучения. По итогам 1 четверти во вторых классах уровень снизился на минимальной процент, вследствие увеличения шкалы отметки. У учащихся достаточно высокая мотивация к получению знаний через разные формы контроля.
Результаты в 5-х и 7-х классах оказались разными: у кого-то достаточно высокими (более 70%), у других – очень низкими (около 17%). С чем это связано? Что произошло с нашими учениками? Какова мотивация наших учеников среднего звена в рамках обновленного содержания образования? Были ли готовы субъекты образовательного процесса школы к его успешному внедрению?
На все эти вопросы нам предстоит дать конструктивный ответ с выработкой дальнейшего плана работы.
Работа в группах: (20 минут)
1 и 2 группа: положительные и отрицательные стороны нормативно-правовой базы в рамках обновленного содержания образования.
3 и 4 группа: положительные и отрицательные моменты внедрения критериального оценивания в рамках обновленного содержания образования.
5 и 6 группа: положительные и отрицательные аспекты мотивации учащихся к саморазвитию.
Обсуждение в форме дебатов:
- положительная сторона
- отрицательная сторона