ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования» » Коммунальное государственное учреждение "Средняя школа № 26" акимата города Усть-Каменогорска
Шығыс Қазақстан облысының білім басқармасы
Өскемен қаласы бойынша білім бөлімінің
«№26 орта мектебі»
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
қабылдау бөлімі:
+7 (7232) 21-94-89
Есепші:
+7 (7232) 28-04-59
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования»
11
қараша
2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования»
ноябрь 2019 год
Ход ведения педагогического совета.
  1. Деление на 7 групп по алфавиту.
  2. Психологический настрой на работу. Видеоролик «Мудрости жизни»
  3. Основной доклад. Милкина Г.А. зам.директора по УР
  4. Социологический опрос педагогов в ходе основного доклада о понимании понятий Учеба, Качество образования, От чего зависит качество образования.
  5. Работа в группе. Мозговой штурм. Что такое «Хорошее качество образования» для ученика, родителя, учителя. Стратегия «Сравни с эталоном»
  6. Справка «Результаты качества знаний по итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года». Милкина Г.А.
  7. Работа в группах. Перечислить причины снижения качества выполнения суммативных работ по разделам/темам и четверти.
Работа в группах по направлениям. Обозначить пути решения данных проблем с целью выхода на более высокий показатель качества знаний. 
- некачественное формативное оценивание в течение четверти
- пропуски уроков с непониманием прошедшей темы
- традиционный урок, не позволяющий получить определенный уровень прочных знаний
- завышенный уровень заданий суммативной работы 
- низкая мотивация к выполнению домашних заданий
- несвоевременность выставления оценок и предоставления рубрик для коррекции знаний по СОР
- низкий уровень организованности учащихся во время учебного процесса.
  1. Рефлексия. Просмотр видеоролика.
  2. Выработка решения педагогического совета.
  3. Справка «Результаты посещаемости учащихся по итогам 1 четверти». Маратова Л.М. зам.директора по СР
  4. Разное
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики. 
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Казахстан, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
«Прежде всего должна измениться роль системы образования. Основная задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г.)
Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.
Для определения качества образования необходимо разобраться с некоторыми понятиями. Во-первых, образование тесно связано с понятием УЧЕБА. 
- Что, по Вашему мнению, кроется за понятием УЧЕБА?
Опрос участников педагогического совета (3-4 человека).
А какую характеристику дают данному понятию ученики, учителя и родители? (просмотр видеофрагмента 1,5 мин).
Характеристика данного понятия из разных словарей. 
Википедия. Учёба - совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. Учёба может быть как добровольной, так и принудительной.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. Учеба - процесс действия по значению глагола - учиться.
Толковый словарь русского языка Ушакова. Учеба - муштра, дрессировка, не вполне осмысленное обучение (с оттенком пренебрежения).
Викисловарь. Учеба - процесс обучения, получения образования.
Большой современный толковый словарь русского языка. Учеба - процесс действия, деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками.
Учеба – труд, а результативность любого труда выше, если его хорошо организовать. Все ли наши школьники умеют себя хорошо организовать? Ответ конечно однозначный – нет. Организованность - ценное личностное качество, необходимое для успешной деятельности человека во всех областях общественной и трудовой жизни. Организованность в учебной работе предполагает сформированность ряда умений, которое обеспечивают быстрое включение школьников в учебную деятельность, их умение действовать целенаправленно, ориентируясь во времени, предварительно обдумывая последовательность и способы выполнения задания.
Сформированность организованности школьников включает следующие показатели:
  1. Умение организовать рабочее место. Это умение относиться к внешней организованности и является предпосылкой формирования внутренней организованности. Организовывая свое рабочее место, человек устраняет побочные раздражители, мешающие сосредоточиться, а это способствует концентрации внимания и мобилизации необходимых волевых усилий на выполнение основной работы. Правильная организация рабочего места снижает утомляемость школьника, способствует рациональному использованию времени урока. Умение организовать свое рабочее место – первый и необходимый шаг в формировании у учащихся аккуратности, предусмотрительности и внутренней готовности к предстоящей работе.
  2. Умение планировать учебную работу. Умение планировать свои действия является одной из важнейших задач общетрудовой подготовки школьников, активного участия в общественной жизни. В условиях правильного формирования данное качество переносится из одного вида деятельности в другой. Формирование умения планировать связано с развитием общих познавательных способностей и воспитанием таких черт личности, как целенаправленность, предусмотрительность, самоконтроль. Планирование представляет собой мыслительный процесс, сущность которого состоит в предварительном осознании содержания и последовательности умственных и практических действий, необходимых для достижения поставленной цели.
  3. Умение ориентироваться во времени и беречь его. Обучение школьников умению ценить и рационально использовать учебное время является одним из главных признаков сформированной организованности.
4.    Умение осуществлять самоконтроль. Самоконтроль является компонентом учебной деятельности школьника. Сущность его заключается в том, что ученик по ходу выполнения задания сверяет, соотносит каждый свой познавательный шаг с поставленной целью, регулирует и оценивает эту деятельность.
Учеба напрямую связана с образованием. Что же такое Образование?
Образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
Образование рассматривается как процесс, результат и система: 
- как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; 
- как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; 
- как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Образование как показатель не может быть отделен от понятия КАЧЕСТВА.
- Что, по Вашему мнению, кроется под понятием качество образования? Социологический опрос учителей 2-3 человека.  
Просмотр видеосюжета. 1,5 мин
Качество образования - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
Понятие «качество образования» определяется по разному. Рассмотрим некоторые определения из разных источников.
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы). Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 44)
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося. Основные факторы, определяющие качество образования: 1. профессорско-преподавательский состав; 2. учебно-методическое обеспечение; 3. материально-техническая база; 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения; 5. студенты (учащиеся) и выпускники. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ это уровень развития образования как государственно общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Сегодня под качеством образования понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач. Качественное образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.).
Несмотря на широкое использование этого термина, ввести однозначное определение категории качества образования достаточно сложно. Позиции теоретиков и практиков по вопросу качества образования позволяют сделать вывод о том, что для него невозможно ввести одно универсальное определение, а окончательной, застывшей формулировки качества образования вообще не может быть. С изменением уровня развития общества и социальных условий к качеству образования предъявляются все новые и новые требования, особенно к творческим и прогностическим способностям человека во взаимосвязи с этической компонентой. Учитывая постоянную изменчивость социальной среды, само понятие «качество образования» будет непрерывно трансформироваться и в дальнейшем.
Как видно, качество образования - это комплексный показатель:
  • соотношения цели и результата обучения;
  • обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;
  • определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;
Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие. С позиций современной дидактики выделяются следующие характеристики современного качественного образования:
  • концептуальный уровень содержания в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;
  • его междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;
  • направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся;
  • вариативный, альтернативный и проблемный характер обучения с широким использованием информационных технологий;
  • создание различных культурных сред для поликультурного образования в целях духовного обогащения и формирования готовности жить в полиэтнической среде;
  • независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;
  • обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.
Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях, эффективно используя полученное образование. По определению Ж. Делора, человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
  • Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
  • Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения результата, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некомпетентного ученика.
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Что означает «Хорошее качество образования» для учеников, родителей, учителей. 
Мозговой штурм 3 минуты. Каждая группа (2 группы одинаковое направление) фиксирует на листах ассоциации с данным термином.
Проверка Стратегия «Сравни с эталоном». Зеленый стикер, если совпали ассоциации.
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
- От чего же зависит качество образования?
Социологический опрос педагогов 2-3 человека. 
Видеосюжет 1,5 мин
Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников. Наш педагогический коллектив имеет достаточно высокий уровень образования как в квалификации, так и в уровне. Имеют высшее образование - 62 педагогов (79%), средне-специальное (педагогическое) - 16 педагогов (21%). 23 человека имеют высшую категорию, 2 человека первую категории, 6 человек – имеют квалификацию педагог-исследователь и 4 - педагог-эксперт. От общего количества педагогов это составляет 45 %. Это говорит о том, что педагогический коллектив обладает достаточно высоким потенциалом профессионализма. Прошли курсы по обновленному содержанию образования - 67 человек, что составляет 86%, что позволяет вести учебно-воспитательный процесс с высокой степенью осознанности его важности в рамках обновленного содержания образования. 
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Обновленное содержание образования, которое внедряется 4-й год в общеобразовательных школах Казахстана, охватил все параллели основной школы и 10-й класс старшей школы. 
Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и обсуждений проблемных ситуаций с использованием коллаборативной среды, через письменные работы учащихся с использованием конструктивной обратной связи. По каждому виду контроля учителем дается формативное оценивание. 
Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь. Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Что такое оценивание?
Основные принципы системы критериального оценивания 
- Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. 
- Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов. 
- Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса. 
- Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся. 
- Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Результатом учебной деятельности ученика является уровень выполнения суммативных работ по разделу/теме (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ).
Справка по качеству знаний по итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года. 
По результатам прошедшего учебного года качество знаний по школе составило 63,4%, показывая средний уровень освоения учебных программ по предметам. По итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года качество знаний снизилось на 17,3%, показывая 46,1%. Снижение наблюдается по всем классам, кроме выпускного 11 А класса, обучающихся по традиционной системе образования. 
В чем причина такого резкого снижения качества знаний? 
Какие проблемы необходимо решить во 2-й четверти для повышения качества образования?  
Работа в группах
Перечислить причины снижения качества выполнения суммативных работ по разделам/темам и четверти.
- некачественное формативное оценивание в течение четверти
- пропуски уроков с непониманием прошедшей темы
- традиционный урок, не позволяющий получить определенный уровень прочных знаний
- завышенный уровень заданий суммативной работы 
- низкая мотивация к выполнению домашних заданий
- несвоевременность выставления оценок и предоставления рубрик для коррекции знаний по СОР
- низкий уровень организованности учащихся во время учебного процесса.
Проверка Стратегия «Снежный ком». Определить основные направления.
Работа в группах. Каждой группе дается по 1 направлению.
Задание. Обозначить пути решения данных проблем с целью выхода на более высокий показатель качества знаний. 
Представление группами своих работ. 
В заключении хочу сказать, чтобы работа приносила удовольствие, нужно раскрывать в ученике его талант, его возможности и способности.
Просмотр видеосюжета с конкурса талантов 11 А класс.
Подведение итогов работы. Выработка решения.
Решение педсовета:
  1. Каждому педагогу при составлении суммативных работ по разделу/темы и четверти ориентироваться на уровень освоения программного материала классом с учетом целей обучения, согласно учебной программе по предмету.
  2. На каждом уроке осуществлять деятельностный подход с предоставлением конструктивного формативного оценивания достижения учеником целей урока.
  3. Своевременно предоставлять результаты суммативных работ по разделу/теме в электронной системе Кунделик и рубрики для родителей с обозначением западающих целей обучения с целью своевременной коррекции знаний учащихся.
  4. С целью восполнения программного материала активно использовать шестой развивающий день для учащихся, имеющих пропуски уроков по уважительной причине.
  5. Предоставлять учащимся возможность использовать электронные образовательные ресурсы, мультимедийные интерактивные задания, образовательную платформу Bilim Land через творческие задания  и проверку уровня освоения материала урока.