11
қараша
2019
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования»
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Проблема качества образования как проблема контроля оценки образовательной деятельности в условиях обновления содержания образования»
ноябрь 2019 год
Ход ведения педагогического совета.
- Деление на 7 групп по алфавиту.
- Психологический настрой на работу. Видеоролик «Мудрости жизни»
- Основной доклад. Милкина Г.А. зам.директора по УР
- Социологический опрос педагогов в ходе основного доклада о понимании понятий Учеба, Качество образования, От чего зависит качество образования.
- Работа в группе. Мозговой штурм. Что такое «Хорошее качество образования» для ученика, родителя, учителя. Стратегия «Сравни с эталоном»
- Справка «Результаты качества знаний по итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года». Милкина Г.А.
- Работа в группах. Перечислить причины снижения качества выполнения суммативных работ по разделам/темам и четверти.
- некачественное формативное оценивание в течение четверти
- пропуски уроков с непониманием прошедшей темы
- традиционный урок, не позволяющий получить определенный уровень прочных знаний
- завышенный уровень заданий суммативной работы
- низкая мотивация к выполнению домашних заданий
- несвоевременность выставления оценок и предоставления рубрик для коррекции знаний по СОР
- низкий уровень организованности учащихся во время учебного процесса.
- Рефлексия. Просмотр видеоролика.
- Выработка решения педагогического совета.
- Справка «Результаты посещаемости учащихся по итогам 1 четверти». Маратова Л.М. зам.директора по СР
- Разное
Федор Иванович Янкович де Мариево
Мир живет в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований. Ведущие экономики мира достигают процветания только за счет высокого уровня человеческого капитала. Этому способствуют новые образовательные стратегии и политики.
Сегодня большинство стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и Казахстан, выработали основы политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы систем образования своих стран. Эти страны приступили к определению норм (стандартов) при разработке программ обучения, что является важным этапом национальной политики в области образования и контроля его качества как составной части. Эти нормы (стандарты) являются необходимой основой для определения целей образовании, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.
«Прежде всего должна измениться роль системы образования. Основная задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». (Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г.)
Успехи новой политики в области образования связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.
Для определения качества образования необходимо разобраться с некоторыми понятиями. Во-первых, образование тесно связано с понятием УЧЕБА.
- Что, по Вашему мнению, кроется за понятием УЧЕБА?
Опрос участников педагогического совета (3-4 человека).
А какую характеристику дают данному понятию ученики, учителя и родители? (просмотр видеофрагмента 1,5 мин).
Характеристика данного понятия из разных словарей.
Википедия. Учёба - совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. Учёба может быть как добровольной, так и принудительной.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой. Учеба - процесс действия по значению глагола - учиться.
Толковый словарь русского языка Ушакова. Учеба - муштра, дрессировка, не вполне осмысленное обучение (с оттенком пренебрежения).
Викисловарь. Учеба - процесс обучения, получения образования.
Большой современный толковый словарь русского языка. Учеба - процесс действия, деятельность ученика в овладении знаниями, умениями и навыками.
Учеба – труд, а результативность любого труда выше, если его хорошо организовать. Все ли наши школьники умеют себя хорошо организовать? Ответ конечно однозначный – нет. Организованность - ценное личностное качество, необходимое для успешной деятельности человека во всех областях общественной и трудовой жизни. Организованность в учебной работе предполагает сформированность ряда умений, которое обеспечивают быстрое включение школьников в учебную деятельность, их умение действовать целенаправленно, ориентируясь во времени, предварительно обдумывая последовательность и способы выполнения задания.
Сформированность организованности школьников включает следующие показатели:
- Умение организовать рабочее место. Это умение относиться к внешней организованности и является предпосылкой формирования внутренней организованности. Организовывая свое рабочее место, человек устраняет побочные раздражители, мешающие сосредоточиться, а это способствует концентрации внимания и мобилизации необходимых волевых усилий на выполнение основной работы. Правильная организация рабочего места снижает утомляемость школьника, способствует рациональному использованию времени урока. Умение организовать свое рабочее место – первый и необходимый шаг в формировании у учащихся аккуратности, предусмотрительности и внутренней готовности к предстоящей работе.
- Умение планировать учебную работу. Умение планировать свои действия является одной из важнейших задач общетрудовой подготовки школьников, активного участия в общественной жизни. В условиях правильного формирования данное качество переносится из одного вида деятельности в другой. Формирование умения планировать связано с развитием общих познавательных способностей и воспитанием таких черт личности, как целенаправленность, предусмотрительность, самоконтроль. Планирование представляет собой мыслительный процесс, сущность которого состоит в предварительном осознании содержания и последовательности умственных и практических действий, необходимых для достижения поставленной цели.
- Умение ориентироваться во времени и беречь его. Обучение школьников умению ценить и рационально использовать учебное время является одним из главных признаков сформированной организованности.
Учеба напрямую связана с образованием. Что же такое Образование?
Образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности.
Образование рассматривается как процесс, результат и система:
- как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
- как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
- как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Образование как показатель не может быть отделен от понятия КАЧЕСТВА.
- Что, по Вашему мнению, кроется под понятием качество образования? Социологический опрос учителей 2-3 человека.
Просмотр видеосюжета. 1,5 мин
Качество образования - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
Понятие «качество образования» определяется по разному. Рассмотрим некоторые определения из разных источников.
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы). Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 44)
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося. Основные факторы, определяющие качество образования: 1. профессорско-преподавательский состав; 2. учебно-методическое обеспечение; 3. материально-техническая база; 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения; 5. студенты (учащиеся) и выпускники. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)
- КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это уровень развития образования как государственно общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Сегодня под качеством образования понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач. Качественное образование - это то, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.).
Несмотря на широкое использование этого термина, ввести однозначное определение категории качества образования достаточно сложно. Позиции теоретиков и практиков по вопросу качества образования позволяют сделать вывод о том, что для него невозможно ввести одно универсальное определение, а окончательной, застывшей формулировки качества образования вообще не может быть. С изменением уровня развития общества и социальных условий к качеству образования предъявляются все новые и новые требования, особенно к творческим и прогностическим способностям человека во взаимосвязи с этической компонентой. Учитывая постоянную изменчивость социальной среды, само понятие «качество образования» будет непрерывно трансформироваться и в дальнейшем.
Как видно, качество образования - это комплексный показатель:
- соотношения цели и результата обучения;
- обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;
- определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;
- концептуальный уровень содержания в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;
- его междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;
- направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся;
- вариативный, альтернативный и проблемный характер обучения с широким использованием информационных технологий;
- создание различных культурных сред для поликультурного образования в целях духовного обогащения и формирования готовности жить в полиэтнической среде;
- независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;
- обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.
При оценке качества образования следует выделить следующие положения:
- Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования).
- Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).
Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.
Что означает «Хорошее качество образования» для учеников, родителей, учителей.
Мозговой штурм 3 минуты. Каждая группа (2 группы одинаковое направление) фиксирует на листах ассоциации с данным термином.
Проверка Стратегия «Сравни с эталоном». Зеленый стикер, если совпали ассоциации.
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
- От чего же зависит качество образования?
Социологический опрос педагогов 2-3 человека.
Видеосюжет 1,5 мин
Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников. Наш педагогический коллектив имеет достаточно высокий уровень образования как в квалификации, так и в уровне. Имеют высшее образование - 62 педагогов (79%), средне-специальное (педагогическое) - 16 педагогов (21%). 23 человека имеют высшую категорию, 2 человека первую категории, 6 человек – имеют квалификацию педагог-исследователь и 4 - педагог-эксперт. От общего количества педагогов это составляет 45 %. Это говорит о том, что педагогический коллектив обладает достаточно высоким потенциалом профессионализма. Прошли курсы по обновленному содержанию образования - 67 человек, что составляет 86%, что позволяет вести учебно-воспитательный процесс с высокой степенью осознанности его важности в рамках обновленного содержания образования.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Обновленное содержание образования, которое внедряется 4-й год в общеобразовательных школах Казахстана, охватил все параллели основной школы и 10-й класс старшей школы.
Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и обсуждений проблемных ситуаций с использованием коллаборативной среды, через письменные работы учащихся с использованием конструктивной обратной связи. По каждому виду контроля учителем дается формативное оценивание.
Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь. Критериальное оценивание – процесс, основанный на соотнесении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов. Что такое оценивание?
Основные принципы системы критериального оценивания
- Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
- Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
- Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом, позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
- Направленность на развитие. Оценивание инициирует и определяет направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Результатом учебной деятельности ученика является уровень выполнения суммативных работ по разделу/теме (СОР) и суммативного оценивания за четверть (СОЧ).
Справка по качеству знаний по итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года.
По результатам прошедшего учебного года качество знаний по школе составило 63,4%, показывая средний уровень освоения учебных программ по предметам. По итогам 1 четверти 2019-2020 учебного года качество знаний снизилось на 17,3%, показывая 46,1%. Снижение наблюдается по всем классам, кроме выпускного 11 А класса, обучающихся по традиционной системе образования.
В чем причина такого резкого снижения качества знаний?
Какие проблемы необходимо решить во 2-й четверти для повышения качества образования?
Работа в группах.
Перечислить причины снижения качества выполнения суммативных работ по разделам/темам и четверти.
- некачественное формативное оценивание в течение четверти
- пропуски уроков с непониманием прошедшей темы
- традиционный урок, не позволяющий получить определенный уровень прочных знаний
- завышенный уровень заданий суммативной работы
- низкая мотивация к выполнению домашних заданий
- несвоевременность выставления оценок и предоставления рубрик для коррекции знаний по СОР
- низкий уровень организованности учащихся во время учебного процесса.
Проверка Стратегия «Снежный ком». Определить основные направления.
Работа в группах. Каждой группе дается по 1 направлению.
Задание. Обозначить пути решения данных проблем с целью выхода на более высокий показатель качества знаний.
Представление группами своих работ.
В заключении хочу сказать, чтобы работа приносила удовольствие, нужно раскрывать в ученике его талант, его возможности и способности.
Просмотр видеосюжета с конкурса талантов 11 А класс.
Подведение итогов работы. Выработка решения.
Решение педсовета:
- Каждому педагогу при составлении суммативных работ по разделу/темы и четверти ориентироваться на уровень освоения программного материала классом с учетом целей обучения, согласно учебной программе по предмету.
- На каждом уроке осуществлять деятельностный подход с предоставлением конструктивного формативного оценивания достижения учеником целей урока.
- Своевременно предоставлять результаты суммативных работ по разделу/теме в электронной системе Кунделик и рубрики для родителей с обозначением западающих целей обучения с целью своевременной коррекции знаний учащихся.
- С целью восполнения программного материала активно использовать шестой развивающий день для учащихся, имеющих пропуски уроков по уважительной причине.
- Предоставлять учащимся возможность использовать электронные образовательные ресурсы, мультимедийные интерактивные задания, образовательную платформу Bilim Land через творческие задания и проверку уровня освоения материала урока.